Хронологически первым истинно ренессансным изображением Девы Марии, лишённым какой-либо святости, стала картина Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», в которой художник вместо духовности возвеличивает земное материнское чувство. История картины довольно загадочна. До конца XVII века она находилась в Италии, но после следы «Мадонны с цветком» затерялись. Вновь о ней стало известно в первой половине XIX века в Российской империи.
Придворный архитектор Леонтий Николаевич Бенуа, женившись на дочери состоятельного астраханского купца Марии Александровне Сапожниковой, получил «Мадонну с цветком» от тестя как свадебный подарок. В семье Сапожниковых ходило предание, что что картина некогда была выкуплена ими у бродячих итальянских музыкантов. Так Леонтий Бенуа стал последним частным владельцем «Мадонны с цветком». Отсюда и произошло второе название картины «Мадонна Бенуа».
В 1912 году Мария Александровна продала «Мадонну с цветком» за 150 тысяч рублей Эрмитажу, где она хранится до сих пор. Сумма уплачивалась частями, и последние платежи были совершены уже после Октябрьской революции. Далее вы подробнее узнаете о картине «Мадонна с цветком», а также о других произведениях искусства эпохи Высокого Возрождения.
В конце XV века искусство итальянского Возрождения вступает в новую фазу – период Высокого Возрождения. И если Проторенессанс длился почти 150 лет, а раннее Возрождение – почти столетие, то Высокое Возрождение – всего 30–40 лет.
Но именно в этот период творили великие мастера, которые отличались редкой гениальностью и разносторонностью. Среди них выделяются Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти.
Плеяду гениев, творивших в эпоху Высокого Ренессанса, часто называют «Титаны Возрождения». Эти люди сумели изменить положение художника в итальянском обществе, заставив считаться со своими замыслами представителей правящей элиты.
Искусство Высокого Возрождения отличает крупный масштаб образов и вера в неограниченность человеческих возможностей. И грандиозные, и небольшие по размерам художественные произведения наполнены внутренней значительностью, глубиной, сложностью, особым величием образов. Никогда ещё герои живописных и скульптурных произведений не были такими возвышенными, свободными и могучими.
Для живописи характерна передача мимики лица и тела человека, появляются новые способы передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем работы создают гармоничный образ развитого и сильного как телом, так и духом человека, который находится выше повседневной обыденности и отвечает гуманистическим идеалам.
Именно в период Высокого Возрождения формируются такие жанры искусства, как пейзаж, историческая живопись и портрет.
Основоположником стиля Высокого Возрождения в живописи выступил Леонардо да Винчи, который жил в 1452–1519 годах.
Хотя его наследие как художника невелико, но именно да Винчи совершил качественный скачок в искусстве Ренессанса.
Его первая картина «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») стала первой картиной, написанной без приёмов кватроченто.
На картине Мадонна с цветком изображена молодая мать, одетая и причесанная как современница Леонардо да Винчи, играющая с сыном.
Она протягивает ребёнку цветок крестоцветных традиционный символ распятия, но воспринимается он как невинная игрушка к которой по-детски тянется младенец Иисус.
Избрав один из самых популярных в живописи сюжетов, художник выступил как новатор и в композиции, и в трактовке образа Мадонны, и в колорите.
Так, Леонардо да Винчи, укрупнив на картине фигуры, сфокусировал внимание на одном монументальном образе, тогда как мастера кватроченто изображали Мадонну с Младенцем на троне в окружении святых.
Фон художник также сделал лаконичным, в отличие от детализированных фонов картин Раннего Ренессанса. Кроме того, мотив игры матери и ребёнка придал изображению некую динамичность.
«Мадонной с цветком» Леонардо да Винчи (добавить) окончательно утвердил в живописи Ренессанса красоту и поэзию тени, противопоставив её красоте и поэзии света, свойственной Средневековью.
Следуя в своих картинах принципу «подражания природе», Леонардо да Винчи вывел свой индивидуальный стиль, в котором сочетал несочетаемое – натурализм и идеализм.
Ярким примером здесь послужит одно из самых известных произведений итальянского мастера портрет Моны Лизы – жены флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо.
Её живой образ с улыбкой стал кульминацией натурализма, а пейзаж, на фоне которого она изображена, выступил неким идеалом природы. Искусствоведы подчёркивают органичность, с которой Леонардо соединил портрет с пейзажем, полным особенного настроения.
Вместо жёстких границ картина опирается на мягкие края и тонко упорядоченные переходы разного цвета и тона, создавая едва уловимую дымку.
Этот приём, разработанный да Винчи, называется сфумато, от итальянского – «затуманенный». Сфумато – это смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух.
Совместив портрет человека и идеалистичный пейзаж, да Винчи создал гармоничный образ natura naturans, то есть образ созидающей природы, венцом которой является человек. Таинственную грань соприкосновения человека и природы художник обозначил улыбкой на лице «Джоконды».
Одним из принципов искусства Высокого Возрождения была красота. Художники стремились приблизиться к идеалу античной классики, «подправляя» в своих произведениях погрешности природы.
Понятие красоты включало 3 компонента: красоту композиции, где главным был синтез архитектуры и живописи; красоту идеальных образов; красоту поз, жестов, движений.
Всё это гениально соединено в живописных композициях Рафаэля Санти, жившего в 1483–1520 годах. С его творчеством в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии.
Ярким примером гармоничного сочетания архитектуры и живописи стали так называемые станцы – апартаменты папы Юлия Второго в Папском дворце Ватикана.
Это четыре небольших помещения, расписанные Рафаэлем вместе с учениками в 1508–1517 годах, а также зал с росписями учеников после смерти Рафаэля, которые были сделаны по его эскизам.
В каждой станце четыре фресковые композиции, каждая из них целиком занимает одну стену. Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность.
Познать истину можно через четыре сферы человеческих знаний – религию, философию, поэзию (искусство) и правосудие.
Фреска «Диспут» символизирует путь познания мира через религию, «Афинская школа» – через философию, «Парнас» – через «божественное вдохновение» в искусстве, «Мудрость, Умеренность, Сила» – через закон и правосудие.
Идею познания истины отражают и росписи потолка – аллегории Богословия,
Философии, Поэзии, Правосудия, а также символические композиции по углам свода:
«Урания», «Грехопадение», «Наказание Марсия», «Суд Соломона».
Эти грандиозные фрески по праву считаются совершенным произведением Высокого Возрождения.
Рафаэль сумел здесь виртуозно соединить живопись с архитектурными элементами, создав равновесие объёмных, линейных и пространственных частей фресок.
Это мастерство обеспечило Рафаэлю репутацию непревзойдённого мастера пространственной композиции, архитектора в живописи.
Красота фресок связана с идеальными образами и изящными движениями, которые связывают фигуры в гармоничное целое. При этом образ отдельной личности преобладает над бытовой и природной средой.
В отличие от Леонардо да Винчи Рафаэль не был новатором в искусстве. Однако его творчество стало наиболее ярким выражением классической линии в искусстве Высокого Возрождения. В своих произведениях Рафаэль Санти воплотил самые светлые и возвышенные представления ренессансного гуманизма о человеке и его исключительном месте в окружающем мире.
Эти же представления проявились и в скульптуре, которая в эпоху Ренессанса вновь обрела равные права с архитектурой. Ведь в Средние века свободно стоящая статуя никак не вписывалась в пространство, а скульптура, хоть и выступала из каменной массы, но была всего лишь частью здания.
Для скульптуры Высокого Возрождения характерен героический пафос. Она прославляла силу человека и красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире.
Со скульптуры свой творческий путь начал величайший мастер Высокого Возрождения Микеланджело Буонарроти, современник Леонардо да Винчи и Рафаэля, живший в 1475–1564 году.
И если да Винчи олицетворяет интеллект, а Рафаэль красоту и гармонию, то творчество Микеланджело выражает пластическую мощь и напряжение духа.
Его статуи, созданные для капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, самодостаточны и органично вписаны в архитектурное пространство.
Капелла Медичи – это небольшое купольное помещение-усыпальница членов банкирского дома Медичи, образующая в плане квадрат со стороной 11 метров. Ансамбль надгробий в ней посвящён родственникам Лоренцо Великолепного, который в эпоху Возрождения возглавлял Флорентийскую республику.
В частности, здесь находятся саркофаги его внука и младшего сына – Лоренцо Второго, герцога Урбинского, и Джулиано, герцога Немурского. Прах самого Лоренцо Великолепного, как и его брата Джулиано Флорентийского, также хранится в этой капелле.
Микеланджело украсил гробницу классическими стенными надгробиями, тип которых сложился ещё в раннем Ренессансе, состоящих из статуи усопшего, Мадонны, святых, аллегорических фигур. В то же время он создал уникальный по композиции ансамбль, который был гармонично вписан в архитектуру помещения.
Скульптурные декорации капеллы Медичи посвящены идее бессмертия – античной и христианской. Бессмертие в античном понимании достигается прославлением личности и памятью потомков, в христианстве же победа над смертью становиться возможной благодаря воскресению в день Страшного суда.
Давайте подведём итоги.
- В период Высокого Возрождения формируются такие жанры искусства, как пейзаж, историческая живопись и портрет.
- Хронологически первым истинно ренессансным изображением Девы Марии, лишённым какой-либо святости, стала картина Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком».
- В плеяде гениальных мастеров Высокого Возрождения Леонардо да Винчи олицетворяет интеллект, Рафаэль красоту и гармонию, а творчество Микеланджело выражает мощь.