Задание на урок:
1. Повторить записи в тетради.
2. Пройти тест. (Кнопка в конце, откроется в новой вкладке, можно подсматривать ).
3. Отправлять ничего не надо! Я всё увижу автоматически!
В XVI веке центром итальянской культуры Возрождения стала Венеция.
Особая роль Венеции объяснялась трагическими событиями в северной и центральной Италии: пала флорентийская республика, Рим был разграблен испанцами.
Отличительными чертами венецианской живописи стали яркий колорит, любовь к роскоши, сочетание пышного декоративного убранства с романтическим пейзажем.
Венецианские художники не писали фрески, так как Венеция отличается влажным климатом и фрески там быстро разрушаются. Характерным явлением в венецианской живописи стали панно, написанные масляными красками на холсте.
Основоположником венецианской школы живописи считается Джованни Беллини. Его стиль отличается утончённым благородством и сияющим колоритом. Авторству Беллини принадлежит ряд портретов знатных граждан Венеции.
Учеником Беллини был Джорджоне. Герои его картин погружены в свой внутренний мир. Искусствоведы подчёркивают поэтичность и музыкальность полотен Джорджоне. Они насыщены каскадом самых разных цветов и оттенков. Для его картин характерна «дымчатость», которая позволяет передать эффект световоздушного пространства и избежать жёсткости контуров.
Большинство произведений Джорджоне лишены ярко выраженного сюжета. Они сосредоточены на мире переживаний человека. Природа на картинах Джорджоне отражает душевное состояние человека.
Одним из выдающихся мастеров венецианской школы живописи был Тициан. Его ранние работы наполнены созерцательностью и написаны достаточно холодными тонами.
Тициан прекрасно умел работать с цветом, который становился носителем идеи картины и важнейшим средством художественной выразительности.
Тициан одним из первых использовал цветовую гамму для психологической характеристики своих героев. Его талант колориста проявился в «поэзиях» — произведениях на мифологические темы. Тициан стремился отразить нравственный смысл мифологических сюжетов и образов.
Удивительной по настроению стала его картина «Любовь земная и Любовь небесная». На краю мраморного бассейна изображены две женщины – обнажённая Любовь небесная и одетая в пышное платье Любовь земная. Между ними амур, который пытается что-то выловить из бассейна.
Фигуры женщин не взаимодействуют между собой. Единственное, что их объединяет это красный цвет плаща Любви небесной и красный рукав платья Любви земной.
Ощущение покоя создаёт колорит картины. Горящую красным накидку уравновешивает серебристый цвет платья. Золотые локоны обеих женщин излучают мягкое сияние.
Призрачный свет окутывает пейзаж. Деревья, очертания города, пасущиеся стада словно в лёгкой дымке.
В эпоху позднего Возрождения сменилась тональность картин. В это время выросло влияние папского Рима, инквизиции и ордена иезуитов. Изменения в окружающей художников реальности привели к появлению новой техники и колорита.
Тициан максимально упростил композицию, сделав акцент на герое. На первый план вышли страдания человека, находящегося во власти негативных обстоятельств. Именно так написана картина «Пьета».
На фоне полукруглой ниши изображены Никодим, тайный ученик Христа; скорбящая Богоматерь и находящаяся в отчаянии Мария Магдалина. Ниша очень массивна, по обеим её сторонам поставлены статуи.
Новое в композиции Тициана – это вертикаль, заданная полётом путто – так в искусстве итальянского Возрождения называют маленького крылатого мальчика.
Второй путто замер с сосудом в руках у подножия словно ожившей статуи пророка Моисея.
В сумраке полукупола можно различить изображение пеликана, кормящего своей кровью птенцов. Этот символ Иисуса Христа напоминает возрождающего из пепла феникса и намекает на предстоящее Воскресение.
Скупой дымчато-коричневый тон картины создаёт атмосферу безысходности. Холодный голубой цвет туники Богоматери усиливает ощущение глубины её горя. Отчаяние Марии Магдалины выражено её «кричащими» рыжими волосами.
При взгляде на картину создаётся ощущение, что весь мир сузился до размера этой каменной ниши, где люди застыли в бескрайнем горе. Подобное ощущение было достигнуто благодаря новой живописной технике. Тициан покрывал холст густым тёмно-красным тоном. Этот приём получил название «подмалёвок». Поверх тёмно-красного тона нанесены чёрная и жёлтая краски. Так Тициан достиг создания рельефа освещённых частей фигур.
Рассмотрим картину Тициана «Кающаяся Мария Магдалина». На ней изображена грешница, которая была прощена Христом. Её заплаканные глаза, волны волос и выразительный жест руки написаны Тицианом с особым мастерством. Рядом изображены стеклянный кувшин и череп – это символическое напоминание о скоротечности земной жизни. Драматизм происходящего подчёркивают скалистые горы и мрачное небо.
Одним из самых ярких художников венецианской школы был Паоло Веронезе. Он вошёл в историю благодаря своим композициям, украшающим церкви, дворцы и виллы.
Картины «Брак в Кане», «Пир у Симона фарисея» и «Пир в доме Левия» были заказаны монахами, но имели светский характер. Главное действующее лицо на этих картинах – шумная толпа, блистающая разнообразием красок. В многолюдных композициях иногда было сложно различить библейских персонажей.
Во время пожара 1571 года в трапезной доминиканской церкви в Венеции сгорело полотно Тициана «Тайная вечеря». Сгоревшее полотно нужно было заменить. Паоло Веронезе получил заказ и в 1573 году написал картину на тот же библейский сюжет. Она получила название «Пир в доме Левия».
В роскошном интерьере за огромным столом сидят пирующие. В самом центре изображены беседующие Христос и Левий Матфей. Их окружают гости в праздничных одеждах. Создаётся впечатление, что художник забыл о библейском сюжете и изобразил феерию праздника.
Часть своих картин Веронезе посвятил мифологическим сюжетам. Обширные познания в области античной мифологии художник наполнил аллегорическим смыслом.
Мастером больших алтарных картин и пышных росписей был Якопо Тинторетто. Его произведения проникнуты противоречивым духом эпохи. Вершины трагической экспрессии Тинторетто достиг в картине «Тайная вечеря». На ней изображён момент, когда Христос передаёт хлеб апостолам. Действие происходит в обстановке обыкновенной итальянской таверны. Вокруг гостей суетятся слуги.
Длинный стол делит пространство на мир божественный и мир земной. В воздухе парят призрачные фигуры ангелов. Тинторетто удалось создать почти фантастическое освещение. Свет пятнами падает на фигуры, отражается в посуде, выхватывает из сумрака отдельные предметы. Игра света создаёт ощущение напряжённости и беспокойства.
Якопо Тинторетто написал грандиозную композицию «Распятие». Художник придал сюжету глубоко человеческий смысл. Центром композиции является крест с распятым Христом. Крест настолько велик, что достигает верхнего края картины. Зритель видит измученного страданиями человека.
У подножия креста люди, искренне сочувствующие распятому Христу. По обеим сторонам от распятия вооружённые люди поднимают на крестах тела двух разбойников.
Драматизм происходящего передан также с помощью цвета. Фон сумрачный и написан зеленовато-серым цветом. По грозовому небу плывут разорванные облака. В сиянии красок Христос словно пытается охватить руками всех, кто находится рядом. Он благословляет и прощает этот грешный мир.
В эпоху позднего Возрождения изменилась музыка.
Ей было присуще полифоническое звучание, отражавшее единение всего существующего. Полифония – это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух или более мелодических линий или голосов. Композиторы создали строгое письмо. Гармония достигалась равноценным звучанием четырёхголосого хора – сопрано, альта, тенора и баса.
Главным жанром музыкального искусства эпохи Возрождения стала месса – жанр церковной многоголосной музыки на молитвословные тексты католической мессы.
Джованни да Палестрина написал «Мессу папы Марчелло». Она отличается сложной полифонией, где каждый голос мелодически самостоятелен.
Кризис классических принципов изменил музыку. На смену строгому письму пришёл мадригал – пение стихов. Нейтральная мелодика мессы уступила место контрастным музыкальным эпизодам, каждый из которых выражал заключённую в тексте поэтическую мысль. Мадригал стал своеобразной эмблемой музыкальной культуры переходного периода от Возрождения к барокко.
Давайте подведём итоги.
- В XVI веке центром итальянской культуры Возрождения стала Венеция.
- Основоположником венецианской школы живописи считается Джованни Беллини.
- Тициан одним из первых использовал цветовую гамму для психологической характеристики своих героев.
- Паоло Веронезе вошёл в историю благодаря своим композициям, украшающим церкви, дворцы и виллы.
- Мастером больших алтарных картин и пышных росписей был Якопо Тинторетто.
- В музыке в эпоху позднего возрождения на смену строгому письму пришёл мадригал.