В XIII веке на полу Амьенского собора был выложен огромный восьмиугольный Лабиринт, символизирующий победу Христа над смертью. Он выполнен из чёрного бельгийского камня и белого камня из Па-де-Кале. Длина лабиринта около двухсот тридцати метров. В Средневековье многие паломники перед тем, как поклониться голове Иоанна Крестителя, хранящейся в соборе, на коленях проползали Лабиринт, двигаясь по чёрной линии, символизирующей крестный путь. Это считалось испытанием для тех, кто хотел искупить серьезные грехи или получить благословение.
В ходе занятия вы узнаете об архитектурных особенностях готики, скульптуре и витражах.
Готический стиль архитектуры возник во Франции. Оттуда он распространился по Европе. Термин «готика» утвердился в эпоху Возрождения. Он был связан с названием германского племени готов, варварски разграбивших Рим. Поэтому термин «готика» использовался для уничижительного обозначения «варварского» искусства.
Архитектурными признаками готики являются стрельчатая арка и нервюры.
Нервюра – это выступающие рёбра свода, скреплённые на пересечении замковым камнем (цветком или фигурой святого по пояс).
Впервые эти элементы были использованы при перестройке восточной части собора Сен-Дени в пригороде Парижа в 1137 году. Западный фасад базилики, с двумя башнями, тремя украшенными скульптурой порталами и высоким окном «Витражная роза Сен-Дени», стал прекрасным примером для строительства других церквей в готическом стиле.
В архитектуре и дизайне интерьера церкви Сен-Дени нашли отражение две идеологические стратегии, осуществлявшиеся в целях укрепления королевской власти в XII веке.
Первая заключалась в возрождении старинных традиций, благодаря чему французские короли могли утвердиться в качестве прямых потомков законной королевской династии и зарекомендовать себя достойными этого наследия. Вторая стратегия состояла в пропаганде новых идей, направленной на искоренение памяти о событиях недавнего прошлого. Другими словами, новое (как в политике, так и в архитектуре) рассматривалось как средство оценить по достоинству и возродить старое. Готическая архитектура в том виде, в каком она зародилась в аббатстве Сен-Дени, была призвана выразить эту идею как можно более наглядно.
Готическая архитектура церкви Сен-Дени стала не просто усовершенствованным образцом романского стиля. Это была первая попытка развить новое направление в архитектуре на основе критического изучения прошлого.
Церковь Сен-Дени служила усыпальницей французских королей. Аббатство, где захоронены почти все короли Франции, а также члены их семей, часто называют королевским некрополем Франции.
Вернёмся к особенностям готической архитектуры. Стрельчатая арка была изобретена арабами. Она давала возможность перекрывать любой пролёт, перенося нагрузку на нервюры, а через них на мощные опорные столбы – контрфорсы.
Распор на контрфорсы, возведённые рядом с боковыми стенами собора, передавался через соединительные арки – аркбутаны. Такая конструкция позволяла ставить высокие окна с цветными витражами, отделённые друг от друга только узкими перемычками опор. Также аркбутаны позволяли значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания.
Преобладание в готическом соборе вертикальных линий отражает идею Вознесения как стремления человеческой души к Богу.
Готический собор называют каменной энциклопедией средневековой жизни, отражавшей в архитектуре реальную жизнь и идеалы людей. Соборы были не только местом, где проводилось богослужение. В них собиралась община для совета, заключались торговые сделки, хранились реликвии и покоились останки выдающихся людей.
Готический собор воплощал образ мира, в котором всё создано по велению Бога и гармонично сочетается друг с другом. Кафедральные соборы в Париже, Амьене, Реймсе, Руане украшены скульптурами и рельефами. Романский барельеф был заменён готическим горельефом, превратившим храм в каменное кружево. Совершенно фантастическим образом сочетались реальные и фантастические создания, фрагменты тела человека и звериного туловища.
На крышах соборов ангелы осеняли окрестности распахнутыми крыльями. На башнях – химеры демонстрировали человеческие пороки. На галереях размещали фигуры ветхозаветных царей, а на порталах – фигуры святых. Водостоки были сделаны в виде причудливых созданий.
Амьенский собор – один из самых больших соборов Франции. Его фасады отличаются удивительно гармоничным сочетанием скульптуры и архитектуры. В скульптурном оформлении трёх фасадов можно явно выделить три основные темы: Страшный суд, Дева Мария, а также картины из жизни Святого Фирмина – первого епископа города, после канонизации ставшего покровителем Амьена.
Одной из самых знаменитых скульптур является расположенная со стороны южного фасада «Золотая Мадонна». Изначально она была позолочена, за что, собственно, и получила такое название.
Три больших глубоких портала Амьенского собора украшены многочисленными реалистичными скульптурами святых. Нижний ярус увенчан галереей. Выше, под окном-розой находится «галерея королей» – статуи в натуральную величину двадцати двух королей. Над «розой» разместилась лёгкая «галерея Звонарей и Музыкантов», реконструированная в ходе реставрации.
Реймсский собор украшают более двух тысяч скульптур, поэтому его часто называют «царством скульптуры». Среди скульптур есть изображения королей, рыцарей, святых, ремесленников и даже дьявола. Самая знаменитая скульптура Реймсского собора – это «Улыбающийся ангел» или «Улыбка Реймса». А фигура Атланта с искажённой гримасой – прототип Квазимодо из романа Виктора Гюго. На порталах изображены различные сцены: Страшный Суд, коронование Богоматери и Страсти Христовы. В галерее французских королей находится 56 огромных статуй.
В результате проведённых исследований было выявлено, что монохромные скульптуры Реймсского собора во времена средневековья были цветными.
Гребень крыши собора в Реймсе украшен трилистниками и лилиями. Это напоминание о том, что именно здесь проводились коронации королей Франции.
Первый ярус готического храма – это порталы. Они объединены галереей королей – вторым ярусом фасада, где размещались изображения библейских царей.
Третий ярус – это окна с цветными витражами. Над боковыми порталами – окна в форме стрельчатой арки. А над центральным порталом – готическая роза. Это большое круглое окно, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом.
Витражам в готической архитектуре придавалось первостепенное значение. Они выполняли ту же функцию, что и каменный декор на порталах. Витражи обычно приносились в дар храму монархами, знатными феодалами, духовными лицами высокого сана или же ремесленными корпорациями. Рассмотрим витражи собора Нотр-Дам в Париже (Собор Парижской Богоматери).
Витражи северного окна розы отражают события, которые происходили в момент ожидания Спасителя. Сердцевину розы занимает изображение Мадонны с младенцем. Они сидят на троне. Центральный образ окружают медальоны с пророками и патриархами, указывающие на связь Ветхого и Нового Заветов.
Западное окно-роза изображает повседневную жизнь людей. Здесь размещён «календарь готики», в котором каждому из двенадцати знаков зодиака соответствуют сезонные работы и занятия.
Южное окно-роза посвящено Страшному суду. В центре на престоле восседает Христос-Судия и оценивает добро и зло по делам, совершённым человеком в жизни. Сияние Бога озаряет помещённых в лепестках розы апостолов Петра и Павла, святых, ангелов, поющих хвалу господу, что символизирует слияние земного богослужения с небесным торжеством.
Сюжеты витражей в стрельчатых окнах апсиды рассказывают о детстве и земных деяниях Иисуса.
Благодаря витражным окнам воздух в соборах был словно окрашен. Свет в храме создавал таинственную и нарядную атмосферу. Преобладал фиолетовый цвет, который со временем стал восприниматься как цвет готики. В солнечные дни пол и колонны становились сиреневыми, алыми, желтоватыми. В сумеречную погоду собор погружался в голубовато-сиреневое марево.
Чтобы избежать отсветов от мерцания витражей, поверхности внутри собора покрывались лёгкими акварельными красками и золотом. Своды окрашивались в тёмно-синий цвет. Колонны украшали узоры королевских лилий на синем и алом фоне.
На стенах и в аркадах центрального нефа висели шерстяные ковры – шпалеры. Наиболее красочными были шпалеры-мильфлёры. Их название объясняется фоном, сплошь усеянном цветами. Например, серия шпалер «Дама с единорогом». Перед зрителем предстают львёнок, пантера, гепард, волк, лиса, собака, коза, кролик, обезьяна и многие другие (нередко наделённые символическим смыслом) животные.
По наиболее распространённой трактовке, пять из шести композиций «Дамы с единорогом» символизируют пять чувств. На шпалере «Зрение» единорог смотрится в зеркало, которое протягивает ему сидящая девушка. «Слух» символизирует играющая на органе дама. «Вкус» – дама, рассеянно извлекающая сладость из бонбоньерки. В «Обонянии» предполагаемый запах гвоздик, из которых дама плетёт венок, перекликается с ароматом цветка, который нюхает обезьяна. «Осязание» символизирует прикосновение дамы к рогу единорога.
Последний гобелен называется «Моему единственному желанию». На нём изображена Дама, которая заключает все свои чувства в ларец, чтобы, освободившись от них, целиком посвятить себя Богу.
Скульптуре в интерьере храма отведено совсем немного места. Капители готических колонн с листьями винограда, плюща или хмеля свидетельствуют о любви мастеров к природе.
На пересечении нервюр расположились фигуры святых.
Внешние стенки хора украшены изображениями сцен на евангельские сюжеты.
В алтаре можно увидеть высокие статуи с характерным для готики эс-образным изломом фигуры.
Образ небесного Иерусалима, воссозданный в готическом соборе путём синтеза архитектуры, живописи и скульптуры, довершают звуки григорианского хорала. Так называют одноголосое богослужебное пение на латинском языке. Название хорала связано с именем папы римского Григория I, установившего порядок обязательного музыкального сопровождения церковной службы.
Григорианский хорал формировал образ мира, в котором каждый несёт ответственность за свою собственную жизнь, неотделимую от жизней других людей.
Для записи песнопений, сменявшихся в богослужении в зависимости от церковного календаря, использовались специальные знаки – невмы. Мелодию они передавали лишь приблизительно, но стилистически соответствовали эмоциональному содержанию текста.
Давайте подведём итоги.
Готический стиль архитектуры возник во Франции. Архитектурными признаками готики являются стрельчатая арка и нервюры. Преобладание в готическом соборе вертикальных линий отражает идею Вознесения. Романский барельеф был заменён готическим горельефом, превратившим храм в каменное кружево. Витражам в готической архитектуре придавалось первостепенное значение.