Технологическая культура является важнейшим показателем уровня развития общества и производства. Она определяет технический прогресс, развитие знаний и духовности, появление новых стандартов мысли и идеалов. В этом видеоуроке мы как раз и поговорим о технологической культуре. Выясним, что подразумевают под понятием «культура». А также рассмотрим виды культуры.
Прежде чем внедриться в суть понятия «технологическая культура», надо попробовать выяснить, что понимают под словом «культура». Как часто в жизни мы слышим и употребляем слово «культура» в отношении самых разных явлений. А вот что оно означает в вашем понимании?
Конечно, у каждого из нас это слово вызывает совсем разные ассоциации. И это вполне нормально! Ведь, каждый человек вкладывает в это понятие свой смысл: кто-то сопоставляет культуру с поведением человека, с его воспитанием, образованием и развитием, кто-то связывает культуру с религиозным культом, то есть с поклонением и почитанием, кто-то соединяет с искусством, а кто-то – и с сельским хозяйством. Эти ассоциации можно продолжать нескончаемо. А всё потому что понятие «культура» очень многогранно и существует много его определений.
Чтобы как-то обобщить ассоциации понятия «культура», нужно немного коснуться истории. Вообще, считается, что понятие «культура» впервые появилось в Древнем Риме. В то время оно давалось как противопоставление понятию «натура», то есть природа. В буквальном же переводе с латинского «культура» означает «возделывание», «обработка». Что как раз-таки и есть противопоставление «первозданному», «дикому», «естественному».
Поначалу понятие «культура» применялось для обозначения растений, выращиваемых людьми, в отличие от дикорастущих собратьев. Со временем значение этого слова расширилось. Оно стало включать в себя ещё и круг предметов, явлений и действий, которые имеют человеческое, а не природное происхождение. Теперь культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческих действий, без которых она не может воспроизводиться, а значит – существовать.
Сегодня под культурой принято понимать определённый уровень развития общества и человека, который выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в материальных и духовных ценностях, которые создают люди. То есть можно сказать, что культура – это система ценностей, которая разделяется большинством членов общества; а также способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, который представлен в её материальных и нематериальных продуктах, передаваемых из поколения в поколение.
Культура как вид деятельности всегда имеет результат. И в зависимости от того, какой характер несёт этот результат, различают материальную и духовную культуру. К материальной культуре относят всё то, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества.
Основными элементами материальной культуры являются предметы, технологии и техническая культура. К предметам можно отнести лопаты, мобильные телефоны, дороги, здания, продукты питания, одежду.
К технологиям – методы и средства использования предметов с целью создания с их помощью чего-то ещё. А к технической культуре – набор практических навыков, умений и способностей человека, а также опыт, накопленный на протяжении поколений (например – рецепт борща, который передаётся из поколения в поколение от матери к дочери).
Духовная культура – это вид деятельности людей, который связан с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основными элементами духовной культуры являются духовные ценности, духовная деятельность, духовные потребности и духовное потребление. Понятно, что все элементы культуры неразрывно связаны между собой.
Сегодня понятие «культура» охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому культуру принято делить на экономическую, правовую, политическую, экологическую, технологическую, нравственную, художественную, профессиональную, бытовую, коммуникативную и другие виды культуры.
Фундаментальным (основным) компонентом общей культуры является технологическая культура.
Этот вид культуры зародился очень давно. Как вы уже знаете, человек – исследователь, систематизатор и создатель нового. С развитием человечества постепенно возникали новые представления об отношении к природе, появлялись новые средства познания и начиналось активное вмешательство человека в естественные процессы. Человек научился оказывать влияние на природные процессы. Так началось развитие технологической культуры. Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, который выражается в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяет эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.
Технологическая культура – это своего рода отношение к окружающему нас миру, которое основано на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании среды обитания человека. Проявление различных человеческих качеств, которые способны преобразовывать окружающую среду, улучшать окружающий мир – это и есть то множество культур, которые воплотились в понятии «технологическая культура».
Как мы уже говорили, в основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека. В этой деятельности проявляются знания, умения и творческие способности человека. Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и деятельности – от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления. Сегодня мы живём в условиях открытой инструментальной цивилизации. Людьми созданы так называемые технологические «организмы» – это системы взаимозависимых компонентов, действия которых направлены на достижение поставленных людьми целей. Технологическая культура является важнейшим показателем уровня развития общества и производства. Она определяет технический прогресс, развитие знаний и духовности, появление новых стандартов мысли и идеалов.
Что такое технологическая культура, можно объяснить и на более простом примере. Если представить себе ситуацию, которую уже и не раз обыгрывали во многих художественных произведениях и фильмах, что каким-то волшебным образом, в современный город попал человек из прошлого, ну, к примеру, из Средневековья. Смог бы он выжить в наше время? Возможно! Но и если бы у него это получилось, то какова бы была его жизнь? Сколько серьёзных опасностей обрушатся на здоровье и даже жизнь этого «бедненького» средневекового человека. Всё дело в том, что средневековый человек развивался совершенно в другой технологической культуре. И по уровню его владения нашими современными технологиями, такого человека можно сравнить с маленьким ребёнком. Для которого представляет опасность практически всё – от современных бытовых приборов до многолюдья и машин на улицах города.
Случись всё наоборот, допустим попадёт кто-то из нашего времени в эпоху Средневековья, то ситуация совсем не изменится. Даже имея некоторое представление о средневековом укладе, мы не сможем владеть технологиями выживания в средневековом обществе. Важно понимать, что каждый человек постигает современную ему технологическую культуру в течение всей своей жизни, с первых его шагов.
Итоги урока.
На этом уроке мы говорили о технологической культуре.
Выяснили, что под культурой принято понимать определённый уровень развития общества и человека, который выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в материальных и духовных ценностях, которые создают люди.
Рассмотрели виды культуры.
А также узнали, что технологическая культура – это своего рода отношение к окружающему нас миру, которое основано на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании среды обитания человека.