– В шестом классе мы с вами знакомились с характером линий. Мы узнали, что основным элементом рисунка является линия. Линия способна передать и чувства,
и переживания художника. Линия в эмоциональном восприятии может быть «легкой», изящной, стремительной, жесткой и т. д.
Думаю, что пришло время узнать, как можно использовать линию для организации пространства и рождения художественного образа.
Тема нашего урока: «Прямые линии и организация пространства»
– С чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встает проблема, как ее расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости.
Мысленно отметим две точки в пространстве и проведём линию от одной точки до другой и за пределы точек в бесконечность.
Прямая линия – простой, но очень выразительный элемент. Линия делит пространство, она же объединяет элементы. Влияет на гармонию и ритм в композиции.
Эстетичность, эмоциональность обязательны для любого художественного произведения. Все, что разрабатывает дизайнер, должно быть выразительным, содержательным, образным. Работа по созданию художественного произведения – это, в первую очередь, работа над образом. В соответствии с образом разрабатывается композиция. Композиция в дизайне выражает идею, которая определяется поставленной задачей, характером и назначением всего произведения. Глубинный смысл композиции проявляется в том случае, если она вызывает ассоциации.
– Рассмотрим картину известного русского художника Василия Кандинского «Тридцать».
Плоскость для художника – это в первую очередь формат листа. Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности.
Анри Матисс. Аппликация.
Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали, удобен для изображения эпического действия. Марк Шагал. Композиция с окружностями.
Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток. Анри Матисс. Аппликация.
Чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции. Пабло Пикассо. Герника.
Использование линий в композиции, их положение
и направление играет огромную роль в том, как мы воспринимаем образ.
Линии, которые ложатся по горизонтали, обычно осмысливаются как пассивные. Мы так привыкли видеть линию горизонта в повседневной жизни, что горизонтальные линии вызывают у нас чувство стабильности и покоя.
Рассматривание изображения слева направо (или справа налево) наиболее естественно и привычно, и горизонтали этому способствуют.
Линии, пересекающие изображение.
Линии, пересекающие изображение по диагонали, имеют более сложное воздействие. Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому сообщают изображению энергию и ощущение глубины. Василий Кандинский «Маленькие миры».
Классическая композиционная техника подразумевает использование диагоналей или сходящихся линий, позволяющих увлечь взгляд зрителя в глубь изображения.
Направляющие линии можно использовать для привлечения взгляда зрителя к композиционному центру; их же можно использовать самостоятельно, чтобы создать более загадочную композицию.
В работе Василия Кандинского «Импровизация 26»
нет четких правил гармоничного соединения отдельных элементов в единое целое, но эмоциональный художественный образ создается только тогда, когда соблюдены
определенные условия.
Если композиция развивается на плоскости в двух направлениях – по вертикали и горизонтали, а глубина выражена не явно, образуется плоскостная или фронтальная форма. Для создания фронтальной композиции используются плоские элементы. Если элементы врезаются друг в друга, имеет место активное взаимодействие, если примыкают – пассивное. Если элементы отстоят друг от друга, расстояние между ними должно быть таким, чтобы не нарушалась зрительная взаимосвязь и композиция не распадалась на отдельные части. Примером может служить картина «Ритм русского танца», написанная Тео ван Дусбургом в 1918 году.
Необходимо уметь грамотно строить отношение между элементами и пространством. Это отношение определяет внутреннюю структуру композиции и внешнее воздействие ее как единого целого. Открытость или закрытость, направление силовых линий определяются соотношением элементов и пространства.
Композиция. Казимир Малевич.
Вы поняли, что самыми простыми средствами можно достичь эмоциональной образности. Для организации пространства в своей практической работе вы будете использовать прямые линии.
Сделаем выводы:
Рассмотрите примеры для практической работы:
Динамическое членение пространства.
Прямые линии и организация пространства. Фронтальная композиция. Глубинная композиция.
!
Из произвольного количества элементов с использованием линий сделайте интересную композицию. Ритмически расположив элементы на плоскости, добейтесь эмоционально-образного впечатления (например, «полёта», «сужения», «замедления» и т. д.).