– В шестом классе мы с вами знакомились с характером линий. Мы узнали, что основным элементом рисунка является линия. Линия способна передать и чувства,
и переживания художника. Линия в эмоциональном восприятии может быть «легкой», изящной, стремительной, жесткой и т. д.
Думаю, что пришло время узнать, как можно использовать линию для организации пространства и рождения художественного образа.
Тема нашего урока: «Прямые линии и организация пространства»
– С чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встает проблема, как ее расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости.
Мысленно отметим две точки в пространстве и проведём линию от одной точки до другой и за пределы точек в бесконечность.
Прямая линия – простой, но очень выразительный элемент. Линия делит пространство, она же объединяет элементы. Влияет на гармонию и ритм в композиции.
Эстетичность, эмоциональность обязательны для любого художественного произведения. Все, что разрабатывает дизайнер, должно быть выразительным, содержательным, образным. Работа по созданию художественного произведения – это, в первую очередь, работа над образом. В соответствии с образом разрабатывается композиция. Композиция в дизайне выражает идею, которая определяется поставленной задачей, характером и назначением всего произведения. Глубинный смысл композиции проявляется в том случае, если она вызывает ассоциации.
– Рассмотрим картину известного русского художника Василия Кандинского «Тридцать».

В черно-белой картине “Тридцать” — пятнадцать белых и пятнадцать черных квадратов соблюдают изменчивое равновесие вселенной, белым по черному и черным по белому, сменяя друг друга, обозначают таинственные знаки Единого.
Плоскость для художника – это в первую очередь формат листа. Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности.
Анри Матисс. Аппликация.
Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали, удобен для изображения эпического действия. Марк Шагал. Композиция с окружностями.
Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток. Анри Матисс. Аппликация.
Чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции. Пабло Пикассо. Герника.
Использование линий в композиции, их положение
и направление играет огромную роль в том, как мы воспринимаем образ.
Линии, которые ложатся по горизонтали, обычно осмысливаются как пассивные. Мы так привыкли видеть линию горизонта в повседневной жизни, что горизонтальные линии вызывают у нас чувство стабильности и покоя.
Рассматривание изображения слева направо (или справа налево) наиболее естественно и привычно, и горизонтали этому способствуют.
Линии, пересекающие изображение.
Линии, пересекающие изображение по диагонали, имеют более сложное воздействие. Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому сообщают изображению энергию и ощущение глубины. Василий Кандинский «Маленькие миры».

Линии, пересекающие изображение по диагонали, имеют более сложное воздействие. Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому сообщают изображению энергию и ощущение глубины.
Классическая композиционная техника подразумевает использование диагоналей или сходящихся линий, позволяющих увлечь взгляд зрителя в глубь изображения.
Направляющие линии можно использовать для привлечения взгляда зрителя к композиционному центру; их же можно использовать самостоятельно, чтобы создать более загадочную композицию.

Две или более сходящиеся линии придают вашей работе ощущение значительной глубины. Это классический способ наделить двухмерное изображение перспективой, поскольку нам знаком эффект уменьшения предметов на расстоянии
В работе Василия Кандинского «Импровизация 26»
нет четких правил гармоничного соединения отдельных элементов в единое целое, но эмоциональный художественный образ создается только тогда, когда соблюдены
определенные условия.
Если композиция развивается на плоскости в двух направлениях – по вертикали и горизонтали, а глубина выражена не явно, образуется плоскостная или фронтальная форма. Для создания фронтальной композиции используются плоские элементы. Если элементы врезаются друг в друга, имеет место активное взаимодействие, если примыкают – пассивное. Если элементы отстоят друг от друга, расстояние между ними должно быть таким, чтобы не нарушалась зрительная взаимосвязь и композиция не распадалась на отдельные части. Примером может служить картина «Ритм русского танца», написанная Тео ван Дусбургом в 1918 году.
Необходимо уметь грамотно строить отношение между элементами и пространством. Это отношение определяет внутреннюю структуру композиции и внешнее воздействие ее как единого целого. Открытость или закрытость, направление силовых линий определяются соотношением элементов и пространства.
Композиция. Казимир Малевич.
Вы поняли, что самыми простыми средствами можно достичь эмоциональной образности. Для организации пространства в своей практической работе вы будете использовать прямые линии.
Сделаем выводы:
Рассмотрите примеры для практической работы:
Динамическое членение пространства.
Прямые линии и организация пространства. Фронтальная композиция. Глубинная композиция.
!
Из произвольного количества элементов с использованием линий сделайте интересную композицию. Ритмически расположив элементы на плоскости, добейтесь эмоционально-образного впечатления (например, «полёта», «сужения», «замедления» и т. д.).