- симфония
- соната
- концерт
Создателем сонатно-симфонического цикла считается Франц Йозеф Гайдн (1732-1809).
Гайдн соединил простоту, характерную для австро-немецкой бытовой танцевальной «музыки досуга», с изяществом придворных менуэтов, разрешив тем самым своеобразный эстетический парадокс XVIII в.— несовпадение правдивого и нравственного с прекрасным и чарующим.
Гениально и гармонично сплавив культ разума и культ сердца, он создал «музыку счастья».
Франц Йозеф Гайдн
В музыке Гайдна идеальное воплощение получила философия Жана Жака Руссо, призывавшего вернуться «назад к природе» и в слиянии с нею обрести подлинное счастье.
симфония № 85 «Королева» (1785)
ОПИСАНИЕ
— своего рода философская повесть о прекрасной и гармоничной жизни королевы Марии Терезии в единении с природой.
Она состоит из четырех частей с чередованием темпов.
- Первая часть передает активное земное бытие героини и написана в быстром темпе.
- Вторая посвящена созерцанию величественных залов дворца Шёнбрунн, любимого детища королевы, ее философским раздумьям под сенью дерев и написана в неторопливом темпе.
- Третья часть представляет собой менуэт, излюбленный придворный танец галантной эпохи, грациозные па которого столь гармонировали с изысканными интерьерами дворца.
- Финал идет в быстром ритме танца, и танцевальная стихия возвращает к эмоциональному состоянию первой части. Таким образом, упорядоченная и уравновешенная форма сонатно-симфонического цикла создавала своеобразную арку на уровне звучания всего произведения.
I. Adagio — Vivace
II. Romanza
III. Menuetto
IV. Finale: Presto
Вольфганг Амадей Моцарт
Столь же гармонично культ разума и культ сердца соединились в творчестве Вольфганга Амадея Моцарта (1756- 1791), имя которого стало отождествляться с самой музыкальной стихией. Благодаря чарующей мелодии и отточенной технике, музыка Моцарта кажется очень простой и ясной, но эта иллюзорная простота скрывает трагическое мироощущение композитора и сложный эмоциональный подтекст.
Подобное осознание полноты жизни и одновременно ее трагичных сторон замечательно выражено в опере «Дон Жуан» (1787)
Опера «Дон Жуан».
Интродукция. Ария Лепорелло; дуэт Дон Жуана и Донны Анны; трио Командора, Дон Жуана и Лепорелло
ОПИСАНИЕ
Наиболее сильно трагическое мироощущение Моцарта выражено в «Реквиеме» (1791) — «лебединой песне» великого композитора.
Реквием
Dies irae (« День гнева»)
Lacrimosa («Слезная»)
ОПИСАНИЕ
Реквием — это католическая заупокойная служба, состоящая из молитв, произносимых на латинском языке.
В нем Моцарт передал целую гамму чувств — и ощущение близкой смерти, и смиренный трепет, и бурный гнев, и чудесную силу любви. Жуткая разрушительная картина Страшного суда в Dies irae (« День гнева») контрастирует с мольбой о милосердии в Lacrimosa («Слезная»), которая считается лирической кульминацией всего «Реквиема».
Людвиг ван Бетховен
Исторически к венской школе относится творчество Людвига ван Бетховена (1770-1827), эстетические идеалы которого сложились, однако, в эпоху Французской буржуазной революции. В связи с этим в его творчество вошла героическая тема. Музыка Бетховена — это всегда стихия чувств, бушующая, исполненная титанической силы, но при этом получившая воплощение в классически строгих совершенных формах.
Симфония до минор № 5
ОПИСАНИЕ
В Пятой симфонии (1808), которую называют «оптимистической трагедией», воссоздается борьба героя с судьбой, роком. Первая часть симфонии Allegro con brio (скоро, весело, живо) начинается с яростного ритмического мотива, о котором Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Зловещий мотив судьбы пронизывает все произведение, то затухая, то нарастая, пока в финале не отстраняется мощной, солнечно-ясной победной песней.
«Лунная соната»
1. Adagio sostenuto
II. Allegretto
III. Presto agitato
ОПИСАНИЕ
В «Лунной сонате» (1801) Бетховен отказался от традиционного сонатного allegro в
первой части, написав монолог- размышление в темпе Adagio.
Вторая часть — Allegretto — исполнена мягких, грациозных контрастов, игры света и тени.
Бурный, смятенный финал в сонатной форме передает настроение трагического одиночества, владевшее Бетховеном в пору крушения его любви к Джульетте Гвиччарди. Эту разбушевавшуюся стихию скорби и отчаяния останавливают лишь в самом конце величавые, сдержанные аккорды.
Такие произведения Бетховена последних лет, как, например, Шестая («Пасторальная») симфония, уже предвещают появление музыкального романтизма.