В уроке подробно рассматриваются особенности классицизма в архитектуре и живописи. Урок на примере Версаля знакомит с «Большим королевским стилем». Рассказывается о картинах Никола Пуссена.
Задание на урок:
1. Повторить записи в тетради.
2. Пройти тест. (Кнопка в конце, откроется в новой вкладке, можно подсматривать ).
Многим знакомо имя Марии Антуанетты – королевы Франции, которая была казнена на гильотине в дни Французской революции. Но не все знают, что в Версале есть деревушка Марии Антуанетты, где она отдыхала от дворцового этикета и наслаждалась природой со своими детьми. Деревня Марии-Антуанетты включает в себя в общей сложности 12 домов в сельском стиле. Конечно, эта королевская деревня была своеобразной игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.
В ходе занятия вы узнаете об особенностях классической архитектуры во Франции и познакомитесь с творчеством художника Никола Пуссена.
В XVII веке появился новый художественный стиль – классицизм. Он сочетал классические достижения Античности и гуманистические идеалы Возрождения. Искусство Древней Греции и Древнего Рима стало для классицизма источником тем и сюжетов. Почти обязательными были обращения к античной мифологии и истории, ссылки на античных философов. Также был провозглашён принцип первенства природы, которой искусство должно подражать.
От идеалов эпохи Возрождения классицизм перенял стремление отражать гармоничное устройство мира.
Для классицизма характерно следующее:
Стремление к разумной ясности и строгой простоте;
Стремление к объективному отражению окружающего мира;
Соблюдение правильности и порядка.
Классицизм призывал к сдержанности и спокойствию в проявлении чувств, ориентировал на рационализм.
Основой архитектурного языка классицизма был ордер, близкий по пропорциям и форме к античному. Здания отличались строгой организованностью: объёмы были уравновешены, а линии – геометрически правильны.
Особая разновидность классицизма сформировалась во Франции. Здесь шла борьба за централизованную власть. Эта борьба получившая религиозную окраску, завершилась победой абсолютизма.
Строгий классицизм был недостаточно пышным для прославления французского короля Людовика XIV. Поэтому во Франции обратились к формам итальянского барокко. В результате сложился «Большой королевский стиль», который сочетал строгость классических форм в архитектуре с помпезностью барокко. С наибольшей полнотой он был реализован в Версале – любимой загородной резиденции короля.
Архитектор Луи Лево расширил старый охотничий дворец Людовика XIII. Следуя традициям классицизма, он выделил центральную ось парадным и садовым порталами.
Архитектор Жюль Ардуен-Мансар добавил ко дворцу пристройки. Зеркальная галерея соединила парадные покои короля и королевы и образовала парковый фасад. Это придавало Версалю классическую строгость за счёт преобладания горизонтальных линий, плоской крыши и соответствия внешних размеров здания величине внутренних комнат.
Для классицизма был характерен «садовый быт». Это пышные парады и праздники, проходившие под открытым небом. Популярным стал регулярный парк – это парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Для такого парка характерны наружные ограды, ровный рельеф и осевое деление площади.
В Версале регулярный парк создал Андре Ленотр. Парк украшали газоны и цветники, водоёмы, Большой канал и лучевые аллеи.
Каждый из элементов парка имел свои функции. Например плоские водоёмы были похожи на огромные зеркала и дублировали окружающее пространство.
Лучевые аллеи зрительно расширяли парк.
Осевая аллея создавала впечатление бесконечной глубины парка и выражала идею недосягаемости короля.
Со стороны восточного входа находились три лучевых проспекта, по которым во дворец приезжали гости.
Версаль был наполнен солнечной символикой, ведь Людовика XIV называли «король-солнце». Регулярная планировка сада отражала идею цикличности природы, существующей благодаря солнцу. Лучевые аллеи – это солнечные лучи.
Мифологию солнца отражали садово-фонтанные скульптуры. После спуска по террасе попадаешь к фонтану Латоны. Этот замечательный фонтан украшен фигурами богини Дианы, Аполлона и Латоны. Триада восседает на поставленных пирамидой концентрических бассейнах.
От фонтана берёт начало аллея которая выводит к фонтану Аполлона. Божественная колесница, запряжённая четвёркой лошадей, вырывается из воды, а тритоны в это время трубят в свои раковины, возвещая о пришествии бога. Газоны за фонтаном Аполлона заканчиваются у Большого канала который тянется на полтора километра и заканчивается большим бассейном.
О солнце также напоминают статуи времён года, персонажей античной мифологии, связанных с Аполлоном.
Общность короля и бога солнца подчёркивали особенные ритуалы. Например, даже в зимний день, когда Людовик XIV выходил со свитой в парк, вокруг него благоухали свежие цветы. Создавалось впечатление, что присутствие «короля-солнца» оживляет растения. Также Людовик XIV любил собственноручно высаживать цветы. А его приближённые меняли вазоны с только что посаженными семенами на вазоны с уже распустившимися цветами. Они заверяли короля, что его присутствие волшебным образом влияет на рост растений.
Разнообразной была символика дворца. Самым важным местом стала королевская спальня, обращённая окнами в сторону восходящего солнца. По ходу движения солнца сменялось место нахождения короля. Комнаты, где находился Людовик XIV, всегда должны были освещаться солнцем.
Зеркальная галерея, наполненная светом, служила местом для церемоний представления королю знатных лиц. Этот процесс оформлялся как театральное действо. Зеркальная галерея получила такое название за огромные зеркала, заполнявшие пространство между большими арочными оконными проёмами. Они выходили на парк, создавая необычайный эффект пространства и света. Всего в галерее насчитывалось более трёхсот пятидесяти зеркал.
В декоре интерьеров также преобладала тема солнца. Большие гобелены-вердюры с изображением сцен охоты или просто пейзажей повторяли жизнь королевского двора.
Живописные плафоны повествовали о деяниях богов. Это намекало на досуг Людовика XIV.
Перейдём от архитектуры к живописи. Самым известным художником классицизма стал Никола Пуссен. Он был приверженцем античных идеалов и отражал в своих полотнах закономерности бытия. Творчество Пуссена для истории живописи трудно переоценить: он стал основателем классицизма. Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством итальянского Ренессанса. Но они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма и барокко. Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести.
Пуссен уделял отдельное внимание теме смерти, внося этим трагическую ноту в свои произведения. Рассмотрим картину «Царство Флоры», на которой изображены герои Овидия, погибающие, но возрождающиеся как цветы.
Троянский герой Аякс бросается на меч и прорастает гвоздикой. Из головы Гиацинта струится кровь, которая опадает лепестками цветов. Нарцисс, влюбившийся в собственное отражение, становится красивым белоснежным цветком. Все герои, словно венок, окружают танцующую богиню. Их гибель является аллегорией вечной жизни. Бессмертие природы на картине олицетворяют богиня Флора и бог солнца Гелиос, который движется в облаках на своей колеснице. Обод колесницы – символ вечности.
В основу соотношения планов на картине «Царство Флоры» положено золотое сечение – деление отрезка на две части, при котором его большая часть относится к меньшей так, как весь отрезок к большей.
Также Пуссен использовал геометрическое построение композиции – вращение героев по овалу вокруг богини вписано в треугольник. Это придаёт изображению гармоничность и завершённость.
Пуссен использовал сочетание голубого и золотистого с яркими пятнами красного и синего. Это делало его картины похожими на древнеримские фрески.
По-философски глубокими были пейзажи Пуссена. Быстротечность человеческого бытия противопоставлялась вечной жизни природы. Например, картина «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой».
Пуссен изобразил мирную жизнь на фоне голубого неба и зелёных деревьев. Рыбак ловит рыбу, мальчики купаются в реке, мужчины тянут судно к берегу, нимфы слушаю игру Орфея на лире.
Но именно этот прекрасный и спокойный пейзаж заставляет с особенной остротой почувствовать трагедию картины. Эвридика, укушенная змеёй, одинока и охвачена ужасом. Она бессильна перед равнодушной красотой природы, которую не может омрачить смерть прекрасной женщины.
Для создания ощущения незыблемости природы Пуссен использовал особый принцип организации пространства. Он представлял, как будет выглядеть картина с точки зрения стоящего на земле человека. А затем располагал уходящие в глубину параллельные планы так, чтобы следующие друг за другом деревья и горы равномерно сокращались и высветлялись. Контраст переднего и заднего планов создавал впечатление бесконечного пространства. Со временем этот приём стал классическим.
Пуссен использовал традиционное цветовое деление. Тёплые тона для ближнего плана и холодные – для дальнего. Художник ввёл три горизонтальные зоны: золотисто-коричневые цвета земли через зелень деревьев переходят к голубизне неба. Рассеянный свет окутывал пейзаж мягким тоном.
Аллегорию человеческой жизни Пуссен представил на картине «Танец под музыку Времени». Четыре танцующих фигуры олицетворяют четыре стадии земного пути человека. Однако это не детство, юность, зрелость и старость. Пуссен начал «линию жизни» Бедностью, провёл её через Труд к Богатству, а затем к Наслаждению. И, замыкая круг, вновь вернулся к Бедности.
Слева помещена статуя двуликого бога Януса, смотрящего одновременно и в прошлое, и в будущее. У постамента сидит младенец, забавляющийся пусканием мыльных пузырей. Справа – легко узнаваемый крылатый Хронос. Под звуки его музыки танцоры исполняют свой танец.
У ног Хроноса расположился ещё один младенец. Он держит в руках песочные часы, отсчитывающие мгновения человеческой жизни.
Давайте подведём итоги.
- В XVII веке появился новый художественный стиль – классицизм.
- Во Франции сложился «Большой королевский стиль», который сочетал строгость классических форм в архитектуре с помпезностью барокко.
- С наибольшей полнотой «Большой королевский стиль» был реализован в Версале
- Для классицизма был характерен «садовый быт», поэтому популярными стали регулярные парки.
- Самым известным художником классицизма был Никола Пуссен.