Барокко был не просто одним из стилей изобразительного искусства. Это была целая эпоха, переломившая понимание человеком мира и самого себя. Изменился и внешний вид европейских аристократов. Для одежды барокко характерны причудливость, театральность, некое излишество, естественность же отвергалась как порок.
И если в архитектуре и скульптуре ярким примером барокко была Италия, то все законы этикета, стиля, манер и моды диктовала Франция, которая со второй половины XVII века стала в Европе признанной законодательницей мод.
Во французском барокко и мужской и женский костюмы были одинаково изящны и нарядны. В них в больших количествах использовались плиссировки, буфы, каскады лент, рюшей, оборок и бантов.
Кстати, по-французски бант звучит как galant, так появилось ещё одно название для рубежа XVII–XVIII веков – галантная эпоха.
Вопросы занятия.
Плафонная живопись барокко.
Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи.
Музыка барокко.
Как вы уже знаете, мастера барокко стремились к объединению различных видов искусств и бесконечному расширению пространства. Ключевым качеством стиля стал синтез в едином ансамбле живописи, архитектуры, декоративного искусства и скульптуры.
Это получило отображение в декоративной монументальной живописи, которой расписывались стены и потолки дворцов, храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонов.
В архитектуре потолок или его часть, украшенная живописью, мозаикой или лепкой, называется плафоном. Поэтому монументальную живопись барокко стали называть плафонной.
Плафонные росписи должны были стать образом тех мистических видений, которые даются человеку в момент божественного озарения.
Среди её сюжетов можно выделить две основные темы – торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых. Встречаются также античные аллегорические сюжеты и прославление воинских побед.
Примером плафонной живописи барокко служит интерьер римской церкви Иль Джезу.
Центральный неф базилики отделён от остального пространства колоннами из цветного мрамора с бронзовыми базами и капителями. Они установлены на пьедесталы и увенчаны под куполом скульптурами святых и ангелов, которые сделаны из раскрашенного гипса. Эти как будто парящие в воздухе фигуры органично перетекают в пространство плафона.
Он, в свою очередь, расписан фреской «Поклонение имени Иисуса», выполненной во второй половине XVII века итальянским мастером Джованни Баттиста Гаулли, по прозвищу Бачичча.
В центре композиции находится монограмма Христа, состоящая из трёх букв – IHS. Она окружена жёлтым божественным светом, который прославляет имя Иисуса Христа. Его живописно оттеняет гирлянда из движущихся человеческих тел – пророков и святых, ангелов и грешников.
Эти фигуры выписаны настолько эффектно, что кажется, будто они парят в пространстве под потолком, отбрасывая тень. Если смотреть на фреску, создаётся впечатление о наличии рельефов и выпуклостей. Однако в действительности фреска написана в единой плоскости.
Бачичча создал потрясающую барочную иллюзию, сравнимую с 3D-эффектом. Этого ему удалось достичь благодаря сочетанию живописных фигур с фигурами, выполненными по раскрашенному гипсу.
За пределами плафонной церковной живописи эстетика барокко воплотилась в творчестве фламандского живописца Питера Пауэла Рубенса, жившего в 1577–1640 годах.
В его полотнах многофигурные асимметричные композиции, которые изобилуют мельчайшими подробностями и деталями, представлены в сложных диагональных ракурсах.
Такие ракурсы можно увидеть, например, в двух алтарных образах, написанных Рубенсом для собора Нотр-Дам в Антверпене. Это триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста».
С помощью неповторимой игры красок, света и тени Рубенсу в «Водружении креста» удалось создать динамичную композицию, ритм которой задаёт взлетающий по диагонали крест.
Обычно художники изображали распятие Христа уже свершившимся. У Рубенса же этот сюжет, как и многие другие его шедевры, полон действия. Он сделал зрителя свидетелем того, как палачи с яростным усилием поднимают крест.
В триптихе «Снятие с креста» описываются сцены «Встреча Марии и Елизаветы», «Снятие с креста» и «Представление Иисуса в Иерусалимском храме».
Ритм композиции центрального полотна задаёт здесь плавный S-образный изгиб тела Иисуса, также расположенный по диагонали. Вокруг него изображено 8 фигур, которые осторожно и торжественно снимают тело Иисуса с креста. Этот алтарный образ по праву считается одной из самых мощных и величественных картин Рубенса.
После написания этих триптихов Рубенс стал законодателем нового стиля в живописи Фландрии и величайшим художником барокко.
Рубенс вдохновлялся античной мифологией, в ней он находил радость жизни, единение человека с природой, яркие мужественные образы. Подобные мифические аллегории он использовал в цикле картин, написанных по заказу Марии Медичи, жены французского короля Генриха Четвёртого.
По задумке королевы, эти картины должны были иллюстрировать различные эпизоды её жизни. Но задача для художника была нелёгкой. Королева была некрасива, безмерно честолюбива и склонна к интригам.
Однако Рубенс с необыкновенным изяществом и мастерством замаскировал довольно скучные исторические факты богатой архитектурой, нарядами, необыкновенно красивыми персонажами – античными богами, нимфами, купидонами и всевозможными добродетелями. Они сопровождают Марию всюду, при различных событиях её жизни. Тем самым он превратил биографию своей героини в сказочную феерию. Роскошные аксессуары на картинах дополнялись красотой обнажённых тел, через которые Рубенс передаёт своё восхищение человеческой красотой.
Например, на картине «Воспитание Марии Медичи» королева изображена перед богиней мудрости Минервой.
Образованию будущей королевы помогают также бог торговли Меркурий и повелитель муз Аполлон. Позади Марии изображены три Грации, одна из которых венчает будущую королеву венком из роз. На переднем плане изображены символы искусств, которыми увлекалась Мария Медичи. Музыка представлена мандолиной, скульптура – бюстом и долотом, изобразительное искусство – палитрой.
Рубенс писал сильно разведёнными красками, используя оттенки розового, золотистого, изумрудного, голубого цветов. Он накладывал мазки таким образом, чтобы сквозь них просвечивал тёплый красноватый подмалёвок. Так он создавал спокойные, уравновешенные образы, которые должны были передать цельность внутреннего мира и душевного здоровья.
Именно это отличало Рубенса от современных ему художников-реалистов, которые в своих работах обращались к психологическому состоянию человека, его духовной сущности.
Такие величайшие мастера барокко, как Микеланджело да Караваджо в Италии, Рембрандт Харменс Ван Рейн в Голландии, Диего Веласкес в Испании в своём творчестве стремились к психологической выразительности.
Обращение этих художников к реальному миру было своеобразным протестом против характерного для барокко стремления к бесконечному и возвышенному. Реалистичный подход привёл к появлению такого направления в барокко, как психологический реализм.
Кульминации психологический реализм достиг в творчестве голландского живописца Рембрандта Харменса Ван Рейна, который жил в 1606-1669 годах. Он сумел выразить в своём творчестве все противоречия и характерные черты эпохи барокко.
В центре его произведений всегда стоял человек.
Рембрандт стремился через портреты передать не просто натуру, а жизнь человека, его внутренний мир и переживания. Своих героев он часто находил среди представителей голландской бедноты, в них раскрывал лучшие черты характеров, неисчерпаемое духовное богатство.
Рембрандт писал картины на исторические, библейские, мифологические темы, портреты и пейзажи. Кроме того, он был одним из величайших мастеров офорта и рисунка.
Офорт – гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотой, а также оттиск с такой гравюры
Но всё же значительное место в его творчестве занимают картины на мифологические и библейские темы.
Рембрандт хотел показать тесную связь библейских сюжетов с современной ему действительностью. В его произведениях притчи из Ветхого завета приобретали жизненную достоверность и убедительность. Он предлагал зрителям собственное прочтение известного сюжета, интерпретируя его как сцену из жизни обыкновенных людей.
Именно через эти эпические образы Рембрандт подчёркивал нравственное достоинство своих современников, их высокие душевные качества. Библейские сюжеты истолковывались им не как частный эпизод, а как жизненный конфликт общечеловеческой значимости.
Рембрандт отмечал на лицах людей следы испытанных ими переживаний – страха, отчаяния, одиночества, предательства, любви, преданной дружбы.
Такова картина «Отречение апостола Петра», написанная в 1660 году.
На картине изображён один из эпизодов Страстей Христовых – событий, принёсших Иисусу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Рембрандт смог передать сложную гамму чувств и переживаний апостола Петра в момент его отречения от Иисуса. Лицо апостола выражает и страх быть арестованным, и осознание предательства, и оцепенение. Такой драматичности Рембрандту удалось достичь благодаря специфическому для барокко контрасту густого мрака и мерцающего в нем таинственного света.
В своих картинах Рембрандт использовал характерные для барокко трагизм, резкий контраст света и тени, а также эффект воздушной дымки. В то же время глубина психологического анализа выводит его творчество далеко за пределы этого стиля.
Помимо архитектуры, скульптуры и живописи эстетика барокко проявилась и в музыке. За счёт всевозможных украшений, например, мелизмов, музыка культура барокко очень яркая и декоративная. Это существенно отличает её от музыки Возрождения.
Большое значение композиторы барокко предавали чувствам и эмоциям человека, для выражения которых были необходимы новые, специфические средства и формы. И они были найдены. На смену хоровому многоголосию Возрождения пришло мелодичное одноголосие, способное передать малейшие волнения человеческой души.
Мир, полный контрастов, противоречий, грандиозных страстей, в музыке выражался при помощи двух музыкальных ладов – мажора и минора. Мажор передавал радость во всех её проявлениях, а минор – печаль.
Стремление отразить различные оттенки чувства в их многообразии обусловило возникновение новых музыкальных жанров – оперы и инструментальной музыки.
Опера стала одним из главных достижений музыкального искусства барокко. Появление этого жанра было тщательно подготовлено в художественной атмосфере Возрождения.
Лучшие черты итальянских оперных школ успешно соединил в своём творчестве Клаудио Монтеверди, живший в 1567—1643 годах. Он стал первым оперным композитором барокко и выступил блестящим реформатором этого жанра.
Монтеверди углубил содержательный смысл оперы, расширил выразительные средства и формы вокальных и оркестровых партий, ввёл в неё увертюру и дуэт.
Но главным его новшеством стал созданный им «взволнованный стиль» stile concitato, передающий драматизм и напряжённость действия, глубину страстных человеческих чувств и переживаний, в отличие от «мягкого и умеренного» стиля позднего Возрождения. Он создал необычайно выразительное сольное пение, которое сочетает в себе речевые интонации, декламацию и вокал.
Первой оперой, где Монтеверди запечатлел характерную для барокко любовь к многообразию, пышности и контрастам, стала опера «Орфей», написанная в 1607 году. Прекрасным примером взволнованного стиля в ней можно назвать монолог Музыки.
В инструментальной музыке новатором выступил итальянский композитор Арканджело Корелли. Он создал классический образец одного из главных инструментальных жанров барокко – сoncerto grosso, что в переводе с итальянского означает «большой концерт». Он основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей.
Классическим примером кончерто гроссо является концерт «На рождественскую ночь», написанный Корелли около 1713 года.
Но всё же одной из самых знаковых фигур в музыкальном искусстве барокко является Иоганн Себастьян Бах, который жил в 1685–1750 годах. Его творчество стало завершающим этапом музыкальной культуры барокко.
Он писал и светскую, и церковную музыку. Но церковная музыка занимала в его творчестве ведущее место. В историю мировой музыкальной культуры он вошёл как непревзойдённый мастер духовной органной музыки.
Глубина философских обобщений, отражение земного бытия и гармонии божественного мира отличают его органные мессы, хоралы, оратории, кантаты и пассионы, которые также называют «страсти».
Кантата – крупное вокально-инструментальное произведение, состоящее из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. Исполнялось в церкви, обычно после проповеди.
Страсти (пассионы) – оратории, в основе которых лежали главы из Евангелия, рассказывающие о страданиях Иисуса Христа.
Одним из величайших творений Баха стали «Страсти по Матфею» 1729-го года. Это грандиозное произведение, исполнявшееся в течение четырёх часов. Раскаяние апостола Петра после его отречения Бах передал через арию альта си минор «Сжалься надо мной, Господи», которая воспринимается как голос самого апостола, трепещущий от горя.
Давайте подведём итоги.
Ключевым качеством барокко стало объединение в единый ансамбль живописи, архитектуры, декоративного искусства и скульптуры. За неповторимую игру красок, света и тени Рубенса и считают гением своего времени. Рембрандт использовал характерные для барокко приёмы, но глубина психологического анализа в его картинах выводит творчество художника далеко за пределы этого стиля. Одним из главных достижений музыкального искусства барокко стала опера.