Учебник: Урок 14
Одно из семи чудес Древнего мира появилось в эпоху эллинизма. Им стал Александрийский маяк на острове Фарос близ египетского города Александрии. На протяжении многих веков это было одним из самых высоких искусственных сооружений в мире. Его высота составляла порядка 120–150 метров. Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт Александрии. Об этом и иных достижениях эллинистического мира речь пойдёт ниже.
Завершающим этапом в развитии древнегреческой культуры является эллинизм.
В целом для культуры эллинизма характерны два важных момента: первый – широчайшее распространение греческой культуры на территории, входившей в империю Александра Македонского. В результате чего к ней были приобщено население этих обширных земель.
Второй момент – объединение элементов греческой культуры с местными, в основном, восточными традициями. Это позволило ряду народов, входивших в состав эллинистических государств, создать свою собственную культуру.
Культурными центрами эллинистического мира стали Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос в Греции.
В тоже время искусство эллинизма, не являясь цельным, оказалось объединено общим эстетическим идеалом – крайним индивидуализмом. Скорее всего, поэтому основным мифом этой эпохи стал миф о Нарциссе.
И если для классической культуры Греции были более характерны соразмерность, гармония, спокойная волевая целеустремлённость, то в культуре эллинизма на первый план вышли декоративность, эмоциональное напряжение и пафос.
Также отличительной чертой эллинизма стали присущие восточной традиции декоративность и пышность.
Стремление эллинистических правителей прославить себя и мощь своих государств способствовало развитию зодчества. В разных частях эллинистического мира возникли десятки новых городов.
Они строились по принципу регулярной планировки. Прямые улицы пересекались под прямым углом, образуя прямоугольные кварталы. В центре городов находились общественные площади, в том числе – агора, вокруг которой располагались храмы и общественные здания.
В регулярном городе были организованы водоснабжение и система канализации.
Эллинистическое зодчество стремилось к эффекту грандиозности.
Строились и восстанавливались храмы, посвящённые греческим и восточным богам. Сам тип храмового здания изменился – стал больших размеров, имел роскошную отделку, двойной ряд колонн, окружающий стены храма. Здесь примером может служить храм Зевса Олимпийского (II век до н. э.).
Большое внимание уделялось гражданскому строительству. Возводились общественные здания: булевтерии (в них заседал государственный совет), гимнасии с палестрами, в которых обучалась молодёжь, театры, стадионы и ипподромы.
Характерная черта эллинистической эпохи – строительство зданий, предназначенных для научной работы (мусейонов, библиотек), а также морских гаваней, доков, маяков и других сооружений, необходимых для жизни больших городов.
В Александрии, к примеру, в начале III века до н. э. был основан мусейон, ставший крупнейшим научным центром всего Средиземноморья. В его состав входила и знаменитая Александрийская библиотека.
Появляются в этот период и новые типы архитектурных сооружений – монументальные алтари, усыпальницы-мавзолеи, богатые дома с росписью по сырой штукатурке.
В эллинистических постройках в основном применялась греческая ордерная система, в которой наметилось более свободное отношение к традициям и усиление декоративности (смешение элементов различных стилей, частое применение коринфских капителей), то есть в использовании ордеров уже не придерживались классических схем.
Поэтому зачастую постройки этого периода выглядят чрезвычайно нарядно, даже вычурно.
Скульптура в эпоху эллинизма сохранила ведущее значение среди других видов изобразительного искусства. Именно в ней наиболее ярко отразились сущность и характер эллинистической эпохи.
Скульптуры украшали частные дома, общественные здания, площади, акрополи, перекрёстки, парки, их было много даже в небольших городах.
В эпоху эллинизма изменились принципы скульпторов. Они отказались от образа идеального гражданина. Другим стало отношение к богам. В эллинистической скульптуре отражались веяния новой эпохи: индивидуализм, внутреннее напряжение, стремление к помпезности, реализм, часто излишний.
В то же время продолжали сохраняться традиции мастеров V–VI веков до н. э.
Благодаря этому повелись такие шедевры, как
Ника Самофракийская – мраморная скульптура богини Ники начала III века до н. э.
Афродита Милосская – статуя богини красоты и любви II века до н. э.
Для своего времени эта скульптура была уникальна изящным изгибом тела и искусно выполненной драпировкой спадающей ткани.
Поиск форм эллинистическими мастерами привёл к появлению скульптуры «Спящий Гермафродит» (II век до н. э.). Она изображает персонажа греческой мифологии, сына Гермеса и Афродиты, тело которого сочетает женские и мужские черты.
Лежащая фигура наполовину повёрнута на бок, голова лежит на скрещённых руках. Скульптура выражает расслабленность, производит эффект неожиданности, ей присуща и театральность.
Самыми знаменитыми скульптурными школами эпохи эллинизма были пергамская и родосская.
Родосская школа развивала образ сильных, атлетически сложенных мужчин. Однако, как правило, изображался не гражданин классического времени, а властный правитель с надменным взглядом, выдающим огромную силу воли. Пример такой скульптуры – Эллинский правитель – бронзовая статуя II века до н. э.
Ещё одним шедевром родосской школы стала были знаменитая скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья» (I век до н. э.). Она изображает смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями (эпизод Троянской войны).
Одной из самых грандиозных скульптур родосской школы стал Колосс Родосский – более чем 30-метровая бронзовая статуя бога Гелиоса. Она украшала порт города Родоса, и возможно, служила маяком.
Колосс простоял чуть более 50 лет. Примерно в 226 году до н. э. статую разрушило землетрясение.
Пергамский стиль скульптуры отличался высокой степенью эмоций (очень выразительные жесты, драматические, наполненные действием позы, преувеличенная мускулатура и глубокие складки драпировки, которые помогают передать боль и страдания), а также выраженным натурализмом, что помогало создать у зрителя живое чувство реальности.
Ярким примером творчества пергамской школы является скульптура «Умирающий галл»(вторая половина III века до н. э.), которая была изготовлена по заказу царя Аттала Первого в память о его победе над варварами. Эта скульптура по натуралистичности и драматизму принадлежит к вершинам античного искусства.
Одним из самых замечательных творений эллинистического периода стал Алтарь Зевса в Пергаме. Согласно наиболее распространённой версии, он был построен при Эвмене Втором в период между 180–159 годами до н. э. в честь победы царя Аттала I над варварами.
Алтарь представлял собой высокий цоколь размером 36 на 34 метра. С одной стороны его прорезала широкая мраморная лестница шириной 20 метров. Верхняя площадка была украшена по периметру ионическими колоннами.
Внутри колоннады находился алтарный дворик, где размещался жертвенник (высотой 3–4 метра). Площадка второго яруса была ограничена с трёх сторон глухими стенами. Крышу сооружения увенчивали статуи. Всё строение достигало высоты около 9 метров.
Однако главным украшением Алтаря Зевса являлся Большой фриз. Его длина достигала 120 метров. Скульптурные фигуры фриза выполнены в высоком рельефе (горельефе) и отмечены высокой степенью экспрессивности. Тема фриза – гигантомахия, распространённый сюжет античной скульптуры, битва богов-олимпийцев с гигантами. При этом данный сюжет осмыслен как победа греческой культуры над варварством.
На фризе изображено около 50 фигур богов и столько же гигантов. Боги располагаются в верхней части фриза, их противники – в нижней,
Гиганты имеют черты животных и птиц: змеи вместо ног, крылья за спиной и тому подобное. Боги воплощают идею упорядоченной государственной жизни, гиганты – традиции пришельцев, их агрессивность. Зевс, Геракл, Дионис, Афина – олицетворение династии пергамских царей. Зачастую рельефы Пергамского алтаря оцениваются как лучший пример эллинистического искусства.
Таким образом,
- одной из главных отличительных особенностей культуры эллинизма стал синтез восточных и античных традиций.
- Архитектуре этого периода присущ гигантизм, отход от классических традиций.
- Скульптура эллинизма в большей степени тяготела к помпезности и реализму, но сохраняла черты классической греческой скульптуры.
ЗАДАНИЕ
Внимательно, изучить материал выше.
Доделать таблицу в тетради (самостоятельно заполнить пустой столбец — учебник стр. 92):
Пройти тест: