Задание на урок:
1. Рассмотреть картинки и надписи к ним.
2. Пройти тест. (Кнопка в конце, откроется в новой вкладке, можно подсматривать ).
3. Отправлять ничего не надо! Я всё увижу автоматически!
- Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия.
- Большая ступа в Санчи.
- Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи.
- Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.
Буддизм возник в VI–V веках до н. э. на основе проповедей Сиддхартхи Гаутамы – сына богатого индийского раджи. По легенде он рос не зная нужды, но однажды увидел нищего отшельника. После чего понял, что в мире существуют старость, болезнь, смерть, нищета, и решил найти путь освобождения от страданий. Гаутама тайно покинул дворец.
За годы скитаний и аскетизма он получил прозвище «Шакьямуни», что значит «Шакийский отшельник».
На тридцатом году жизни Гаутаме наконец открылась истина. Он разгадал тайну страдания и нашёл путь его преодоления.
Будда оставил своим последователям простой этический кодекс:
воздерживайся от убийства, воровства, блуда, лжи, возбуждающих напитков.
И тогда наградой за праведную жизнь будет нирвана.
Буддизм стал быстро распространяться. В самой Индии он стал официальной религией при царе Ашоке, которому удалось объединить почти весь Индостан и ряд соседних земель.
Надо отметить, что буддизм поощрял строительство
культовых сооружений:
храмов (чайтья),
монастырей (вихара)
мемориальных комплексов (ступа и стамбха).
Первыми культовыми памятниками буддизма стали ступы (погребальные холмы).
По легенде, Будда сам объяснил, как должно выглядеть его погребальное сооружение, постелив на землю плащ и перевернув на него круглую чашу для сбора милостыни и увенчал всё это своим посохом.
Самая известная ступа находится в Центральной Индии, в Санчи.
Она была возведена по приказу императора Ашоки в III веке до н. э. и впоследствии перестраивалась.
Отличительной особенностью ступы в Санчи стали лаконичная простота и монументальная мощь.
В сферическом куполе высотой 16,5 метров и диаметром 36,5 метров отсутствует внутреннее пространство.
Снаружи он облицован кирпичом и покрыт слоем штукатурки.
Наверху купола расположена надстройка – «дворец богов» со шпилем.
Он предназначался для хранения реликвий буддийского культа.
На шпиле крепились три каменных зонта.
Все элементы ступы несут глубокий смысл.
- Купол – это символ небесного свода. Шпиль – ось Вселенной (Мировое древо), соединяющая Небо и Землю,
- зонтики – три небесных яруса, три ступени восхождения к нирване.
- Цоколь ступы, с террасой, служившей для проведения церемоний, обозначает Землю, со всеми присущими ей страстями и искушениями.
Ступа в Санчи послужила прообразом всех последующих ступ.
В первом веке до н. э. вокруг ступы в Санчи были выстроены мощные каменные ворота (торана), ориентированные по сторонам света.
Каждые из ворот – это филигранное произведение искусства. Они представляют собой два высоких столба с тремя перекладинами, покрытыми рельефами и круглой скульптурой.
Эти ворота представляют собой синтез архитектуры и пластики. Они дополняют внешне суровую и простую по форме ступу. Декор ворот отражает многоярусную структуру мира.
Большинство сюжетов посвящено преданиям и легендам, связанным с жизнью Будды. Также здесь изображены исторические события, сюжеты «Махабхараты», моменты из жизни народа.
Интересно, что в Санчи нет изображений самого Будды – в раннем буддийском искусстве его не принято было изображать в человеческом облике.
Его присутствие обозначали символами, такими как дерево, следы стоп, трон, колесо, лотос.
После складывания антропоморфного образа Будды у основания ступы стали помещать его статую стоящего, идущего или сидящего в позе отшельника, достигшего просветления. Появился изобразительный канон Будды, приближенный к природным формам:
- стройная фигура, как у дерева баньян,
- ноги, как у газели,
- «львиный корпус» – широкие плечи, тонкая талия,
- разрез глаз, напоминающий изгибы лотоса.
Знаки величайшей мудрости Будды:
- выпуклость на темени,
- родимое пятно на лбу,
- удлинённые мочки ушей.
Смысловым центром ворот является Колесо Закона Будды, которое символизирует путь к нирване.
По его краям сидят крылатые львы и якши (духи природы). Под ними и рядом – изображения деревьев, цветов, птиц, всадников. Ещё ниже – выезд царя на охоту, встреча с отшельниками.
Каждые из четырёх ворот водружены на фигуры слонов.
Нижнюю балку несут четверо ухмыляющихся карликов.
В изображениях ворот присутствует поразительная жизненность, естественность и свобода в передаче повадок и облика живых и мифических существ.
Декор ворот в Санчи является свидетельством большого шага вперёд, сделанного индийскими мастерами в первом веке до н. э. Они являются наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи.
Со временем в Санчи был сооружён целый комплекс из семи ступ, из которых большинство не сохранились.
Комплекс Санчи, ставший во времена Ашоки крупным религиозным центром, включает в себя и другие архитектурные достопримечательности, например, известную КолоннуАшоки и различные храмы.
Ещё одним из древнейших видов буддийской архитектуры являются пещерные храмы. Они высекались в скалах. Первые из них появились в третьем веке до н. э. В них молитвенные залы (чайтьи) соседствовали с жилищем монахов (вихары).
Главным украшением пещерных храмов служила живопись.
По праву к выдающимся достижениям индийского изобразительного искусства принадлежат росписи в пещерных храмах Аджанты. 29 пещерных храмов, созданных на протяжении II–VII веков. Фрески Аджанты покрывают широкие пространства стен и потолков.
Они предстают величественную панораму жизни Индии. Значительное место в ней занимают эпизоды из жизни Будды и истории из его прежней жизни. Но в большей мере здесь же запечатлена жизнь простых людей: горожан, крестьян, нищих, отшельников. Показаны религиозные процессии, дворцы и их обитатели.
Вся эта яркая, пёстрая, шумная жизнь в окружении пышной растительности, экзотических животных, божеств, небесных танцовщиц, певиц и музыкантов преисполнена ликованием и радостью бытия.
На стене одной из пещер изображён бодхисаттва – высшее божество, запечатлённое перед просветлением.
На его лице читаются мудрость и сострадание к людям. Согласно преданию, бодхисатва, стремясь спасти людей от страданий, отрёкся от всех радостей жизни.
Он сосредоточен и отрешён. Черты его лица передают печаль, гармонию физической и духовной красоты. Он погружён в собственные мысли и переживания.
В отличие от рельефных изображений в Санчи, иллюстрирующих жизнеописание Будды, в росписях Аджанты преобладают бытовые сцены, которые как бы перетекают одна в другую, представляя зрителям цепь жизненных явлений. Один цикл от другого отделяют колонны, дворики, ворота, не нарушающие общей панорамы.
Живопись Аджанты по богатству сюжетов считается энциклопедией индийской жизни.
Художники Аджанты использовали коричневую, белую, красную, синюю, зелёную и жёлтую краски. Их богатство – в сочетании, разнообразии оттенков и полутонов. Даже в полумраке краски продолжали светиться, напоминая мраморные скульптуры.
Также Атмосферу живой жизни в росписях Аджанты создают позы, точно схваченный типаж, предельно выверенная линия рисунка. Особенно это проявляется в женских образах, полных грации и изящества.
Передавая сказочное изобилие и богатство растительного и животного мира, фрески служат также религиозной идее сакральности пещеры как утробы мировой горы.
Таким образом, Культовые сооружения буддизма несут глубокий смысл.
В частности, ступы представляют собой архитектурный символ мироздания.
Ступа в Санчи послужила прообразом всех последующих ступ.
Она считается старейшей из всех сохранившихся буддийских ступ.
Декор ворот ступы в Санчи стал наиболее зрелым произведением индийских мастеров первого века до н. э.
Роспись пещерных храмов Аджанты благодаря точности переданных образов стала настоящей энциклопедией индийской жизни в прошлом.